Какие материалы применяются для изготовления и ремонта бамперов

Бампер современного автомобиля представляет собой энергосберегающую кузовную деталь, предназначенную для защиты кузова, а также других узлов и агрегатов автомобиля при столкновениях.

"На заре" автомобилестроения бампер выступал в роли "дополнительной опции" и устанавливался не на все модели автомобилей. Но уже к концу второго десятилетия XX века он становится обязательным элементом каждого производимого автомобиля. Ответ на вопрос: "Из какого материала сделан бампер" звучал однозначно - в те годы в качестве материала для изготовления бампера использовалась исключительно сталь. Конструкции были громоздкими и тяжелыми.

Технический прогресс, как известно, не стоит на месте. За прошедшее столетие претерпела фундаментальные изменения технология производства автомобилей и ее материальная база. На смену металлу пришли различные композитные материалы.

Современные автомобили комплектуются бамперами, изготовленными из очень прочных и легких материалов, к числу которых относятся:

  • Стеклопластик;
  • Полипропилен;
  • Полиуретан;
  • Твердые пластмассы.

Наибольшей популярностью из приведенного списка пользуется полипропилен. Такая популярность объясняется, в первую очередь, высокой пластичностью, ремонтопригодностью, отличными буферными свойствами и относительно не высокой стоимостью данного материала.

Значительное расширение материальной базы позволяет современным автомобильным бамперам "принимать активное участие" в создании единого дизайнерского ансамбля автомобиля. Разнообразные по своим химическим и эксплуатационным характеристикам материалы для покраски бампера позволяют придавать этой кузовной детали уникальный и очень респектабельный вид.

Как уже упоминалось, главной задачей бампера является защита кузова автомобиля от механических повреждений при незначительных контактах с посторонними предметами. К примеру, в переполненных автомобилями мегаполисах, с их вечным дефицитом мест для парковки, бампер используется для "расталкивания" других автомобилей с целью "получения места под солнцем" на переполненных парковках. Таким образом, бамперу автомобиля приходится постоянно "вступать в контакт" со своими "братьями по ремеслу", неся при этом незначительные потери в виде царапин, сколов и вмятин. Для сохранения своих эксплуатационных характеристик и презентабельного внешнего вида бампер требует периодического технического обслуживания и ремонта.

Перед началом ремонта бампера требуется четко определить материал, из которого он изготовлен. От этого зависит технология и материалы для ремонта бамперов. Как правило, на внутреннюю сторону бампера наносится маркировка, которая содержит информацию о материале, из которого изготовлена данная деталь. Принятая система условных обозначений выглядит следующим образом:

  • ABS и ABS/PC — бутадиеновый акрилонитриловый стирол и его полимерные сплавы;
  • PA — нейлон или полиамид;
  • PC — поликарбонат;
  • PBT — терефлорат полибутилен;
  • PE — полиэтилен;
  • PP и PP/EPDM —обычный и этилендиеновый полипропилен;
  • PUR — полиуретан;
  • PVC — поливинилхлорид (ПВХ);
  • GRP/SMC — стеклопластик (термореактивный пластик).

Выбирая расходные материалы для бамперов, изготовленных из пластика, следует определить к какой группе, термопластов или реактопластов, принадлежит данный материал. Главным отличием этих двух групп является то, что термопласты поддаются термической обработке (сварке и т.п.), а реактопласты - нет.

Данная характеристика играет большую роль не только для выбора технологии ремонта и подбора материалов для его проведения, но и для правильного ухода за бампером.